Хапсагай – древнее национальное боевое искусство Якутии.

Первое упоминание о Хапсагай встречается в эпохе Олонхо, где используя приемы данной борьбы, мужественный богатырь одерживает победу над «тёмными силами».

Термин «Хапсагай» можно перевести с якутского, как «ловкий» или «проворный».

Согласно сохранившимся приданиям, в древности обучение навыкам искусство ведения боя без оружия являлось важнейшей частью подготовки и воспитания воинов. А воины входили в отдельные, особые и весьма уважаемые кланы.

Войти в воинский клан можно было либо по рождению, либо в очень юном возрасте, если кто-то из старших воинов клана брал ребенка себе в ученики.

 принятому в воинский клан на воспитание относились, как к родному ребенку и называли Боотуром. Только тот, кто входил в воинский клан обучался военному делу. Но лишь избранные, лучшие ученики удостаивались чести обучаться секретам мастерства.

Сам процесс обучения хранился в строжайшем секрете и был закрыт для посторонних.

Помимо непосредственно боевого применения, Хапсагай нередко демонстрировался на различных праздниках, свадьбах, а также во время скачек лошадей.

С древних времен проводились соревнования по Хапсагай, а также дружеские и показательные выступления борцов, которые демонстрировали приемы борьбы.

По дошедшим до нашего времени сведениям, в старину соревнования в данной борьбе выглядели следующим образом:

До начала поединка соперники не видели друг друга. На бой борцы выходили из берестяных чумов покрытые бычьей кожей. Место поединка представляло собой поляну, вокруг которой сидели многочисленные зрители.

Судил поединок – наиболее почетный из гостей.

Увидеть друг друга борцы могли только после того, как их выводили на середину круга. Лишь оказавшись лицом друг к другу с борцов срывали покрывала и начиналась схватка.

Поединок начинался по команде судьи. Соперники с разбега бросались, друг на встречу другу, пытаясь свалить друг друга с ног.

Изначально, поединок не был ограничен по времени и мог продолжаться несколько часов, до полной победы одного из борцов.

Победивший в поединке борец получал «Мюсэ» — вареную бедренную кость жеребца с мясом в верхней части, либо наливали чарку кумыса и исполняли в его честь особую песню.

Хапсагай отчасти можно сравнить с традиционной для татарских, башкирских и чувашских народов борьбой Корэш (Куреш), элементы которой были включены в систему самообороны САМБО. Не исключено, что Хапсагай также, как и Корэш изучался Анатолием Харлампиевым и некоторые элементы якутской национальной борьбы были заимствованы при разработке приемов системы САМБО.

Первые официальные соревнования по Хапсагай состоялись в 1932 году. Впоследствии соревнования проводились регулярно.

С момента проведения первых официальных соревнований интерес к Хапсагай на территории Якутии неизменно повышался. Спустя 12 лет в 1944 году к участию в соревнованиях по якутской национальной борьбе были допущены женщины.

До 1955 года Хапсагай не предусматривал разделения на весовые категории и лишь после 1955 года весовые категории были введены.

В настоящее время Хапсагай является официальным видом борьбы и признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA).

Также Хапсагай включен во Всероссийский реестр видов спорта и является официальным видом спорта на территории Российской Федерации.

Соревнования по якутской национальной борьбе проводятся в следующих весовых категориях:

  • 35 кг;
  • 40 кг;
  • 45 кг;
  • 50 кг;
  • 50+ кг;
  • 55 кг;
  • 55+ кг;
  • 60 кг;
  • 62 кг;
  • 62+ кг;
  • 70 кг;
  • 70+ кг.

Форма Хапсагай

Форма борцов Хапсагай – это трусы или трико. В качестве обуви допускается использование борцовок. Борцы обнажены по пояс. Защитная экипировка не используется.

Правила Хапсагай

В настоящее время соревнования по якутской национальной борьбе проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

Согласно правилам любое касание борцом ковра любой частью тела, кроме ступней – засчитывается, как поражение. Исключение в современных правилах составляет касание ковра одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл.

При этом Хапсагай допускает любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног.

Помимо захватов в борьбе применяются обвивы, подсечки, подножки, зацепы, выхваты, отхваты, подсады, а также различные виды бросков.

Одними из самых распространенных приемов в Хапсагай являются:

  • Тюргэн — сваливание противника захватом головы и ноги;
  • Халбарыйыы — проход в ноги и бросков через грудь;
  • Халбарыйан тэбии — передняя подсечка.

Большинство приемов якутской национальной борьбы объединены в комбинации.

Особенностью техники Хапсагай является особый способ выполнение бросков, который позволяет атакующему оставаться на ногах.

Продолжительность поединка, согласно правилам не должна превышать 10 минут.

Исходом схватки может быть:

  • победа одного из борцов, или
  • объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

Групповая борьба

Помимо единоборства, когда борцы выходят один на один, существуют и групповые направления борьбы, известные с древности. В частности — Хомуур Хапсагай.

В финальном поединке борются все борцы каждой команды. Происходит так называемый поединок «стенка на стенку».

Виды Хапсагай

Одним из вариантов национальной якутской борьбы, с недавних пор стал специально разработанный стиль Хабыр Хапсагай.