В.МАНЧААРЫ

manch1

ВAСИЛИЙ ФЕДОРОВ
МAНЧAAРЫ
(1805-1870 ГГ.)

Непосвященные люди часто интересуются, кто такой Василий Манчаары, чьим именем названы общереспубликанские Игры по национальным видам спорта. Почему проводящимся в Якутии крупнейшим состязаниям присвоено его имя? Очерк о национальном герое народа саха, подготовленный сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, историком Пантелеймоном Петровым.

Василий Федоров Манчаары – историческая личность. Его имя до сих пор живо в памяти народа саха. В устном народном творчестве и в русскоязычной якутской художественной литературе еще при жизни Василия Манчаары постепенно создавался благородный образ народного героя, тесно связанного с угнетенными слоями якутского общества. Его борьба изображалась как своеобразное общественное движение первой половины XIX в., направленное против жестокостей зарвавшихся якутских тойонов и богачей, против произвола царской администрации.
Василий Федоров Манчаары родился в 1805 г. в семье якутского крестьянина Федора Бытаны (Быттааны), имевшего хозяйство среднего достатка в местности Арыылаах Кангаласского улуса (ныне Мегино-Кангаласский улус). В 9-летнем возрасте Василий остался без отца и с ранних лет познал тяготы, лишения и унижения дальнего родственника Василия Слободчикова (Чоочо), который, по нашему мнению, прибрал к своим рукам земельный надел после смерти Ф.Бытаны, оставив его семью без средств к существованию.

После того, когда Василий Манчаары достиг своего совершеннолетия, он женился на Варваре Степановой, и в этом случае наслежное общество обязано было ему выделить сенокосное угодье. Но известный в народе своей алчностью и жадностью к наживе богач и тойон улуса В.Сло6одчиков, не желая выделить земельный надел Василию Манчаары, по преданию, всячески третировал молодого родича, что вызвало с его стороны активный протест. В начале 30-х годов XIX в.бунтарь по решению царской областной администрации был сослан на Охотский солеваренный завод. В 1832 г. совместно с двумя русскими каторжанами Василий Манчаары совершил побег и возвратился в родной Нерюктяйский наслег.

manch2

С этого времени он начал совершать смелые налеты на усадьбы известных богачей и тойонов заречных улусов, отбирая силой деньги, одежду и имущество, которые он раздавал представителям бедных слоев населения. При этом он неизменно пользовался их поддержкой, дававшей ему возможность скрываться от властей. В набегах на тойонов принимали участие его товарищи. Позднее по его делу всего было привлечено 43 человека.
24 сентября 1833 г. Василий Манчаары вместе с Екатериной Слепцовой, которую он увел от ее родных, был пойман, и в 1838 г. сослан на Иркутский солеваренный завод, затем на Нерчинские рудники. В 1841 г. вместе со своим земляком А.Тимофеевым сбежал и возвратился в родной наслег. Вскоре он был пойман и отправлен в Иркутск, но в Нижнеилимске совершил дерзкий побег и опять прибыл в родной наслег. В октябре 1843 г. он был арестован и по приговору суда был прикован «к стене на цепь сроком на 10 лет». Только в марте 1859 г. по распоряжению Главного управления Восточной Сибири он был освобожден и сослан в Первый Бордонский наслег Мархинского улуса Вилюйского округа. По преданию, его освобождению из тюрьмы способствовал архиепископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий (впоследствии митрополит Московский и Коломенский).
По сведениям, доставленным с Мархинской инородной управы в Вилюйское окружное управление, Василий Федоров Манчаары умер в конце 1870 г. в том же наслеге.
Почему же имя «разбойника», «грабителя», «каторжника» Василия Манчаары до сих пор является почти священным для якутского народа?
Безусловно, что смелые налеты на усадьбы тойонов, его дерзкие побеги с каторги и романтические похождения произвели сильное впечатление на современников. Исследования историков О.В.Ионовой, Г.П.Башарина, Ф.Г.Сафронова, И.Г.Березкина показали, что Василий Федоров Манчаары упорно и настойчиво боролся за правду и справедливость против тойонского гнета, что он имел крепкие связи с представителями разных слоев населения, пользовался их поддержкой и помощью.

В их работах подчеркивается «разбойный характер борьбы выразителя стихийного протеста бедноты против гнета, что обусловливалось низким уровнем общественного развития якутов первой половины XIX в.». В исторических исследованиях советского периода утвердилось представление о классовом характере выступлений Василия Манчаары, прогрессивности его личности как борца за интересы эксплуатируемых низов (Сафронов Ф.Г. Василий Манчары. – Якутск, 1991. – с.33).

manch3

В современных условиях, когда реалии частной собственности утвердились в жизни российского общества, личность Василия Манчаары вызывает неоднозначные мнения от утверждений как народного героя вплоть до «рэкетира» и «бандита». Все это является следствием расслоения бывшего советского общества, которое оценивало действия В.Манчаары с точки зрения классовой идеологии. У каждого народа есть подобные национальные герои, которые выступали против социальной несправедливости, как Емельян Пугачев у русского народа, Робин Гуд у англичан, Ринальдо у итальянского народа, Ходжа Насреддин у тюркских народов Средней Азии и др. Народная память старается сохранить представления о наиболее ярких личностях, каковым был В.Манчаары у якутского народа.

Пантелеймон ПЕТРОВ,
к.и.н., зав. музеем истории науки им.Г.П.Башарина
ИГИиПМНС СО РАН.

Комментирование запрещено

  • минспорт logogg LOGO_IMWF-150x150
    zaymis-sportom